8 (342) 237-69-90
8 (342) 237-66-73
8 (342) 236-55-20

614068, г. Пермь,
ул. Пушкина, д. 114, оф. 100

Цвет в дизайне

Благодаря своей способности прямого эмоционального воздействия на зрителя, цвет является одним из важнейших элементов визуального сообщения. Именно поэтому подбор цвета – это очень ответственное занятие, требующее обширных познаний в психологических особенностях цветового восприятия, социокультурных аспектах цветовых предпочтений, композиции и многом, многом другом. Теория цветового восприятия – это настоящая наука, учитывающая целый ряд факторов, в том числе, психологический, культурный, социальный.

Восприятие цвета – вещь чрезвычайно субъективная, но, тем не менее, она имеет целый ряд закономерностей. Например, цветовые предпочтения могут прямо зависеть от социального класса, к которому принадлежит человек. Представители высших классов предпочитают мягкие, пастельные цвета в гармоничных, неброских сочетаниях, тогда как люди с более низким достатком склонны выбирать более экстремальные сочетания ярких цветов высокой интенсивности. Также в социальном аспекте, восприятие цвета может прямо зависеть, скажем, от образовательного уровня или возраста человека.

Нельзя упускать из внимания также и культурный фактор. Воспитанные в определенной традиции люди склонны воспринимать цвета, используя приблизительно похожий набор культурных кодов. Так, для жителей Японии белый цвет является цветом траура, горя и смерти, тогда как в большинстве европейских культур этот цвет является символом чистоты, свежести и невинности. В целом, культурно-обусловленные факторы восприятия цвета можно разделить на три группы: природно-климатические (пример: жителей пустынь воспринимают желто-коричневый, как обыденный цвет, вызывающий скорее скуку, чем положительные эмоции), культурно-психологические (пример уже был выше: белый цвет в Японии используется в похоронных процессиях и на подсознательном уровне может восприниматься негативно) и историко-культурные (пример: в России красный или алый – часто ассоциируется с прошлым, которое в свою очередь вызывает определенные эмоции у конкретных возрастных и социальных групп). В каждой традиции существует целый ряд особенностей, которые очень важно учитывать при подборе гармоничных цветовых сочетаний, правильно влияющих на данную конкретную аудиторию.

Ну и, конечно же, одним из важнейших факторов, влияющих на цветовое восприятие, является психологический фактор. Каждому цвету соответствует целый ряд эмоциональных характеристик: например, красный цвет практически во всех культурах воспринимается как цвет опасности, агрессии, сексуальности и динамики, но также он почти всегда символизирует новую жизнь, новое начало, тепло и витальность. Синий же цвет, напротив – это цвет пассивности, лености, покоя и сосредоточенности. Оранжевый цвет создает настроение радости, но может символизировать и опасность, тогда как желтый — это концентрированные веселье, радость, счастье и солнечный свет, без дополнительных коннотаций.

Не стоит также забывать, как многое зависит и от оттенка, интенсивности цвета и цветовых комбинаций. Все это может значительно менять содержание информационного сообщения, передающегося с помощью цвета, и вызывать совершенно разные эмоции и мотивации. Таким образом, грамотно используя теорию цветового восприятия, ориентируясь как в психологических, так и в социокультурных ее аспектах, дизайнер может варьировать влияние своего продукта на пользователей, максимально достигая требуемого эффекта.